Рубрики

Теневой, обратный и индивидуальный: что такое «мозговой штурм», его виды и как он повышает креативность на работе

В решении сложных задач, требующих нестандартного подхода, оказывает помощь «мозговой штурм». Данный метод предполагает обмен идеями, основанный на принципах свободной дискуссии и высказывания мнений. В этом процессе каждый участник должен максимально раскрыть не только свой интеллектуальный потенциал, но и творческое мышление.

Концепция методики

Под «мозговым штурмом» понимается способ решения проблем, связанный с поиском и обдумыванием наиболее подходящих идей. Большое значение в организации этого процесса имеет формат и контролируемая среда, в которой участники имеют возможность открыто делиться своими мнениями, высказывать критику и в конечном счете приходить к оптимальному варианту решения поставленной задачи.

Важные характеристики «мозгового штурма» - спонтанность и импульсивность. Чем свободнее от различных барьеров и установок участники, тем больше вероятность, что их работа увенчается успехом.

Виды «мозгового штурма»

Способы организации «штурма» тоже различаются. На сегодняшний день популярностью пользуются следующие его форматы:

  • Классический. Обозначается проблема или задача, для решения которой группа участников генерирует идеи. Предложенные варианты решений анализируются, на основе чего делается окончательный выбор.
  • Теневой. Не в каждой группе участники могут прямо и открыто выражать мысли, поэтому применяется и формат анонимного «мозгового штурма». В данном случае идеи записываются на листах бумаги, перемешиваются и обсуждаются независимо от авторства.
  • Обратный. Суть данного подхода заключается в том, что сначала обсуждаются наименее ценные и проблематичные для реализации способы решения проблемы. Этот подход дает возможность нащупать противоположный взгляд на решение задачи, что иногда приводит и к интересным идеям на втором этапе обсуждения уже полезных вариантов.
  • Индивидуальный. Не обязательно «мозговой штурм» должен быть групповым. Один человек может выступать в качестве генератора идей и критика. Четкий регламент позволит ему выполнять разные роли в этом процессе, также находя оптимальное решение.
  • Брейнрайтинг. На первом этапе формулируются идеи, после чего передаются от участника к участнику, пока каждый вариант не обойдет полный круг. Важно, что на каждом этапе участники анализируют, развивают и дополняют идеи друг друга, а в конце также выбирается лучшее из лучших решений.
  • Быстрая генерация. В данном случае упор делается на количество, а не на качество. Каждый старается придумать как можно больше идей за короткий промежуток времени.

Все перечисленные вариации «мозгового штурма» могут объединяться в один процесс, который может быть последовательным - с сочетанием разных приемов на каждом новом этапе.

Повышение креативности за счет «мозгового штурма»

Использование этого метода при поиске решений для тех или иных задач может себя оправдать по целому ряду причин за счет стимуляции умственных и творческих способностей. Благоприятная среда для обсуждения сама по себе может способствовать раскрытию креативной мысли, повышая качество генерируемых идей.

Повышение качества «мозгового штурма»

На достижение высоких результатов будет играть множество факторов, среди которых окружающая обстановка, психологический климат в группе, мотивированность участников в решении проблемы и даже профессиональная заинтересованность.

Например, хорошие результаты дает влияние расслабленной и комфортной обстановки, в офисе или дома. Есть и успешный опыт практик «мозгового штурма» на свежем воздухе, когда пребывание среди зеленых насаждений стимулирует работу мозга. Также и психологический настрой участников будет иметь большое значение в их стремлении поиска решения проблемы.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание