Рубрики

108 лет назад взлетел в небо многомоторный самолет «Русский витязь»

Российская авиация имеет длительную историю. Но переломным для нее стал 1913 год, когда конструктор Игорь Сикорский разработал первый в мире 4-моторный самолет «Русский витязь», первый полет которого состоялся 26 мая. Тогда о нем писали практически во всех зарубежных газетах. На демонстрацию воздушного судна лично приехал император Николай II, которого сильно восхитило увиденное. Самолет поражал своей технологичностью и навсегда оставил след в российской и мировой авиации. Как создавался «Русский витязь» и чем он был примечателен, вы узнаете далее.

Несколько слов об Игоре Сикорском

Известный конструктор и один из родоначальников российской авиации появился на свет 25 мая 1889 года в Киеве. Отец был профессором психологии в Киевском университете, заведуя кафедрой душевных и нервных заболеваний. Но вот сын не пошел по его стопам, выбрав собственную судьбу.

Врожденные способности к изобретательству у Игоря проявлялись уже в подростковом возрасте. В возрасте 20 лет он соорудил модель будущего вертолета, которая впоследствии перевернула весь мир. В 1906 году Сикорский пошел учиться на инженера в школу Дювигнау де Ланно, Франция. А через год он поступил в Киевский политехнический университет, в котором записался в кружок воздухоплавания.

Судьбоносный момент

Переломным для конструктора стал период с 1908 по 1911 год. Найдя финансирование, он собрал две простейшие модели вертолетов, но ни один из них не смог взлететь. Поэтому Игорь решает полностью сконцентрироваться на самолетах. А с 1912 года он начинает свою карьеру на Русско-Балтийском вагонном заводе, на котором затем будут собирать воздушные суда.

Закончилась карьера Сикорского в 1918 году. После начала революции он перебрался в Париж, где получил заказ от военных на постройку пяти бомбардировщиков. Но Министерство обороны отменило его, после чего конструктор навсегда прекратил свою авиаконструкторскую деятельность. В марте Игорь Сикорский эмигрировал в Соединенные Штаты Америки, где он прожил до конца своих дней.

Рождение российской авиации

В начале XX века она была в самом зачатке. Первый завод по строительству самолетов был построен в 1909 году. До этого страна закупала воздушную технику за границей, а ее обслуживание и ремонт осуществлялись в мастерских.

В 1910 году в Санкт-Петербурге начала свою работу товарищеская мастерская воздухоплавания, переименованная впоследствии в завод «Гамаюн». Он находился на балансе Министерства обороны. А годом ранее на московском заводе «Дукс» была открыта новая конвейерная линия, с которой и сошел первый отечественный самолет. Но тогда он был несовершенен и имел множество недостатков, поэтому первый полет состоялся только в 1910 году.

В 1912 году в Санкт-Петербург был перевезен из Риги еще один завод. Он стал главным конструкторским авиационным бюро, которое возглавил известный конструктор Игорь Сикорский. Он тесно сотрудничал с Михаилом Щидловским, создавшим первый в мире прототип вертолета.

Рождение «Русского витязя»

Стоит отметить, что изначально Игорь Сикорский задумывал разработать двухмоторный самолет, но им он не смог бы никого удивить, поскольку их разработкой уже занимались в других странах. Россия в те времена закупала за границей двигатели Argus, поэтому конструктору пришла идея о разработке четырехмоторного самолета.

По меркам начала XX века «Русский витязь» был огромным. Специалисты скептически относились к проекту, поскольку судно весило 3,5 тонны, и никто не верил, что оно сможет подняться в воздух, но Сикорский был уверен в успехе. В результате «Русский витязь» не только смог взлететь, но на нем даже можно было переводить 500 килограммов груза. Ничем подобным не могли похвастаться иностранные конструкторы.

Первый полет состоялся 26 мая 1913 года, а 2 августа «Русский витязь» совершил полет продолжительностью 1 час 54 минуты, что стало новым мировым рекордом. После этого даже у скептиков не осталось никаких сомнений в гениальности Сикорского. Он получил поддержку императора Николая II и занимался всеми последующими разработками.

Конструктивные особенности

Игорь Сикорский рассматривал «Русский витязь» в качестве опытной машины, предназначенной для проведения разведывательных операций. Это был четырехмоторный биплан с несколькими секциями и крыльями разной длины. Верхнее было 27 метров, а нижнее — 30, что давало общую площадь 125 кв. м. Длина судна составляла 20 м, а высота — 4 м. На тот момент «Русский витязь» был самым большим самолетом в мире.

Фюзеляж был выполнен в виде прямоугольника и обшит фанерой. В нем находилась прямоугольная пассажирская кабина. Салон самолета состоял из двух секций: одна — для экипажа, а вторая — для инструментов и запчастей. Таким образом любые неисправности можно было устранить прямо в воздухе. В передней части кабины находилась открытая площадка. Ее планировалось использовать для установки пулемета.

Двигатели имели мощность по 100 л. с. каждый. Они были установлены в ряд по два на каждом крыле. Фактически Сикорский изобрел конструкцию классического многомоторного самолета, подобные широко используются и сегодня.

Экипаж

«Русский витязь» был рассчитан на перевозку семи человек. Из них трое были членами экипажа, а четыре — пассажиры. И по тем временам это было большим достижением. Самолет демонстрировал хорошую управляемость и динамику в воздухе, а для его взлета требовалась полоса длиной 700 метров. На самым удивительным было то, что у него сохранялась воздушная устойчивость даже тогда, когда люди перемещались по кабине. Максимальная скорость «Русского витязя» составляла 90 км/ч, а без дозаправки он мог преодолеть 170 километров.

Дальнейшая судьба самолета

К сожалению, она оказалась не слишком радужной. Самолет принимал участие в авиационной выставке, где на него упал двигатель с пролетающего «Миллера II». Это случилось 11 сентября 1913 года. Он упал прямо на левые крылья, причинив большие повреждения.

Несмотря на революционность «Русского витязя», его не стали ремонтировать. Основная причина этого заключалась в том, что дерево сильно отсырело и было непригодно для дальнейшего использования. Сикорский боялся, что это негативно скажется на прочности всей конструкции и самолет может буквально развалиться на части прямо во время полета.

Помимо этого судно изначально задумывалось как экспериментальный образец. Его использовали для разработки и тестирования новых технологий. И с этими целями оно справилось. Благодаря «Русскому витязю» в России было разработано немало новых и более совершенных самолетов. Одним из таких стал бомбардировщик «Илья Муромец». Таким образом, творение Сикорского можно считать началом эпохи тяжелой и стратегической авиации.

Заключение

Несмотря на то что судьба «Русского витязя» сложилась не самым лучшим образом, он оказал большое влияние на эволюцию российской авиации. На его базе были разработаны будущие модели целевых бомбардировщиков и пассажирских судов, которые использовались на протяжении длительного периода времени. Поэтому вклад Игоря Сикорского просто неоценим. А если бы не революция, то он, несомненно, разработал бы не одно воздушное судно, опережающее свое время по техническим характеристикам.

Напоследок хотелось бы отметить: очень радует, что на сегодняшний день российская авиация не стоит на месте. Нашей стране действительно есть чем гордиться. Остается только надеяться, что в будущем все будет только усовершенствоваться и развиваться.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание