Испанский бренд «Зара» на слуху не только у сегодняшних подростков, но и у их родителей, ведь его первые магазины на территории России открылись в начале 2000-х, когда они сами были молоды и стремились одеваться стильно, но за небольшие деньги. Это самое успешное и знаменитое детище Амансио Ортеги, человека, который, не будучи ни модельером, ни дизайнером, сумел создать торговую марку с настолько инновационными способами продвижения товаров от производителя к клиентам, что их ввели в обучающую программу в Гарварде.
А начиналось все с мечты о собственном бизнесе и 20 евро.
Начало карьеры
История успеха испанского миллиардера, капитал которого сегодня составляет 78,5 млрд долларов, началась с того, что в 50-х годах прошлого века он впервые прикоснулся к модной индустрии, став вначале посыльным в магазине рубашек, а затем драпировщиком в галантерейном отделе La Maja.
Амансио было всего 13 лет, когда ему пришлось бросить школу, чтобы помогать родителям с деньгами, ведь его отец был простым железнодорожником, а мать – гувернанткой в богатой семье. В 1950 году в возрасте 14 лет он поступил на работу в магазин La Maja. Это стало лучшим, что могло с ним случиться, ведь он не только изучал торговое дело изнутри, но и познакомился там со своей будущей женой – манекенщицей Росалией Мера. Хотя к началу 60-х годов молодой человек дорос до подмастерья модельера, а затем менеджера магазина, он не стремился стать портным или простым управляющим. Наверное, поэтому он поддался уговорам жены и уволился с работы в 1963 году, чтобы основать собственное производство одежды.
Их совместное предприятие получило название «Гоа», созвучное с фамилией Амансио – Гаона. Уже тогда молодой 27-летний предприниматель понял, что проще самому объединить домработниц, умеющих шить, в кооперативы, чем отдавать заказы на фабрику, что обходилось бы ему втридорога. Первыми моделями предпринимателя стали модные в то время стеганые халаты, известные советским модницам по фильму «Бриллиантовая рука».
Затем начался пошив ночных рубашек, пижам, нижнего белья и купальников. Возможно, его бизнес так и оставался бы на уровне пошивочного кооператива, если бы не одно неприятное, но очень значимое для Ортеги событие – отказ крупного заказчика от партии товара. Так как уже отшитые изделия нужно было куда-то девать, он открыл собственный магазин, дав ему название Zara.
Первые шаги в индустрии моды
Выбор будущего миллиардера пал на создание и пошив одежды для молодежи, которая хочет стильно выглядеть, но при этом покупать вещи по доступной цене. Первый успех к бренду «Зара» пришел, когда Ортего запустил модели одного модного дома, скопировав их, но продавая по невысокой цене. После этого успеха Амансио часто брал за основу идеи модных дизайнеров Франции, Италии, США и Великобритании, постепенно создавая основу того, что в будущем будет называться Fast Fashion.
Так как одного бренда для завоевания рынка явно было мало, Ортега со временем выкупил такие бренды, как Massimo Dutti и Pull and Bear, а также основал компании по пошиву и розничной торговле Oysho, Uterqüe, Stradivarius, Lefties и Bershka, объединив их в корпорацию Inditex.
Сегодня магазины «Зара» открыты в 88 странах, и только в России их более 80. Также Ортеге принадлежат трикотажные фабрики в Испании и Португалии.
Инновационный подход
Успех «Зары» в том, что Амансио совершенно по-новому подошел к поставке готовых изделий к потребителю. Если дома моды ориентированы на нескольких дизайнеров, которые и создают основные коллекции, то Ортега нанял в компании более 200 талантливых модельеров. Каждый из них создает собственные модели, которые затем рассматриваются на общем собрании. Лучшие дизайны или идеи сразу идут в разработку, и спустя 2 недели готовые изделия поступают в продажу.
Также сотрудники компании много путешествуют по тем странам, где открыты магазины бренда, наблюдая, что носит местная молодежь, какие ткани и цвета предпочитает. На основе их наблюдений создаются новые модели и течения в моде.
Также Амансио полностью устранил посредников, что значительно сократило затраты фирмы. Особенно важным этот шаг был в первые годы становления бренда. Владелец лично ездил за тканями, отбирал нужную фурнитуру.
Сегодня у него собственные трикотажные фабрики, но компания по-прежнему экономит средства, например, не запуская телевизионную или другие виды рекламы, считая, что лучшая известность – это популярность и низкая стоимость их моделей.
«Индитекс»
Этот холдинг постоянно развивается, не только объединяя популярные бренды, но и применяя инновационные подходы к розничной торговле. Например, он один из первых компьютеризировал свои офисы, склады и магазины, упростив тем самым логистику и работу дизайнеров, которым уже не нужно было собираться в кабинетах, чтобы обсудить пришедшие в голову идеи.
Также своевременный переход на розничную торговлю в интернете на собственных онлайн-площадках помог фирме выстоять во время пандемии. Сегодня процент интернет-продаж брендов «Индитекса» настолько высок, что компания начинает закрывать часть своих магазинов, оставляя их в крупных и значимых в индустрии моды городах.
Будущее компании
Недавно стало известно, что компания объединяется с американским брендом Fruit of the Loom для выпуска капсульных моделей, в которые будет входить одежда для дома и отдыха на природе. Также в 2021 году на рынок выйдет косметическая продукция Zara Beauty, которая будет продаваться в многоразовых упаковках. Амансио Ортега отошел от дел в 2011 г., поставив вместо себя исполнительным директором Пабло Исла.
Теперь 83-летний миллиардер иногда посещает свое детище, чтобы быть в курсе того, что нового готовят его знаменитые бренды, но большую часть времени он проводит со своей второй женой на вилле, где занимается любимыми хобби – верховой ездой и разведением разных пород кур.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание