«Мы тебя очень ценим, ты профессионал, но твой последний проект просто ужасный». Вы говорите это и думаете, что критика смягчается похвалой. А вот ваш сотрудник, который это слышит, так не считает. Вы уверены, что делаете только лучше, добавляя приятные слова в адрес человека, и он совсем иначе воспринимает такой «бутерброд» из комплиментов и критики.
Статистика неутешительна
Что не так с сочетанием пряника и кнута?
Подход, когда сочетается плохой отзыв о работе с комплиментами, далеко не новый. Руководители компаний, которые его придерживаются, считают, что сотрудники легче воспринимают негативные факты, если разбавить их «пряником» - словами о том, насколько они ценны для компании и какими классными их считает руководство.
Опрос более 14 000 человек расставил все точки над i. Оказалось, что только 37 % наемных сотрудников предпочитают негативным отзывам сочетание с комплиментами. А 63 % хотят, чтобы критика была чистой, без прикрас и похвал.
К чему приводит сочетание комплимента и порицания
Эту статистику обнародовал Марк Мерфи - основатель и гендиректор исследовательской и консалтинговой компании Leadership IQ, автор нескольких бизнес-бестселлеров. Сравнение Мерфи довольно жесткие: по его словам, одновременно делать комплимент и критиковать - это примерно то же самое, что и дать человеку печенье и, во время того как он делает первый укус, пнуть его по ноге.
Председатель Leadership IQ подчеркивает: критика после комплимента не только убирает удовольствие, но и создает негативную ассоциацию с комплиментом. То есть человек, который постоянно слышит «Ты молодец, но ...», после каждой вашей похвалы будет ждать это самое «но» и не воспринимать вашу похвалу вообще. У него появится рефлекс рассчитывать на негатив после любых комплиментов в свой адрес. И от привычки реагировать на комплименты таким образом сложно будет избавиться, ведь она крепко въедается в мозг.
К тому же, комплименты, которые говорят перед тем, как раскритиковать, рассчитаны на смягчение реакции, поэтому могут быть преувеличенными, высосанными из пальца и не совсем искренними.
Не все комплименты хороши
Мерфи отмечает, что большинство людей чувствуют неискренность (и конечно, не очень ее ценят) и не любят расплывчатые формулировки. Особенно это касается лиц деловых, которые привыкли смотреть на проблему логично и бесстрастно. Им важно слышать конструктивную критику, отделенную от чисто положительных комплиментов. Работники с аналитическим складом мышления требуют фактов, какими бы неприятными эти факты ни были. Попытки мягкой критики с комплиментами им совсем не по вкусу. Да и творческие люди, которые более «расхлябанные» и, по многим предположениям, ближе к сердцу принимают отрицательные отзывы о своей работе, тоже чаще хотят слышать критику отдельно от комплиментов.
Мерфи говорит, что «бутерброд» из комплиментов и критики очень редко является хорошим подходом к конструктивной работе. Он подчеркивает, что даже если тем, кто занимает руководящие должности, проще сочетать критический отзыв с похвалой, то приведенная статистика дает понять: сотрудники предпочитают факты, а не приукрашенные неуклюжие комплименты.
Гайд по правильной критике
Конструктивно: с пояснениями, что именно не так. Старайтесь избегать фраз типа «мне не нравится», «я не люблю красный цвет». Используйте факты. Не давите на собеседника, подчеркивая его неправоту, а не хвастайтесь большим собственным опытом. Помните: вы можете критиковать работу, но унижать человека - недопустимо. Это в первую очередь портит вашу репутацию.
Говорите мягко, без перехода на личности. И при этом не украшайте правду: если проект требует многих поправок, и они масштабные, нужно этот масштаб определить, а не говорить «поправить буквально несколько спорных моментов». Комплименты лучше делайте отдельно. Не забывайте: люди любят их слышать. И комплименты должны быть на 100 % искренними и заслуженными.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание