Владимир Иванович Якунин (Vladimir Yakunin), экс-президент РЖД, фигура дискуссионная и неоднозначная. Многие критикуют его за скандалы во время работы на российских железных дорогах. С другой стороны, трудно спорить с тем, что то, как выглядят РЖД сегодня – это его наследие. Так кто такой Владимир Якунин – непонятый гений или обычный российский чиновник? Попробуем разобраться.
Откуда взялся Владимир Якунин
Будущий главный железнодорожник родился в 1948 году в Меленках (Владимирская область), в обычной советской семье – его родители не были ни партийными функционерами, ни выдающимися учеными. Отец служил в вооруженных силах, что влекло за собой частые переезды. До 16 лет Владимир Якунин жил в Прибалтике, в которую он так и не возвращался после отъезда в Ленинград, но, как оказалось позднее, про которую он совсем не забыл.
Именно Ленинград Якунин Владимир Иванович в дальнейшем называл своей родиной. В Северной столице он поступил в Военмех, где учился проектированию ракет дальнего радиуса действия. После вуза успел отработать несколько лет в Научно-исследовательском институте прикладной химии в Сергиевом Посаде.
Но судьба решила, что Якунину не суждено стать инженером. В 1975 году его призвали в Советскую армию, а после прохождения службы - заметили в КГБ. Владимир Якунин получает обучение в учебном заведении, ныне называющимся Академией внешней разведки, и вплоть до распада СССР работает в силовых структурах. Его специализацией была научно-техническая разведка.
В 1985 отправился в свою первую и последнюю зарубежную командировку – в постпредстве СССР в Нью-Йорке. Работая под прикрытием и обеспечивая поездки в США советских партийных бонз, Якунин постепенно разочаровывается в социалистических идеях – он видит, что поведение представителей номенклатуры за рубежом совершенно не вяжется с тем, что они говорят на родине.
После распада Советского Союза Якунин В.И. вернулся в Россию и навсегда покинул спецслужбы.
На пути к богатству
Широко распространена точка зрения, что Владимир Якунин приобрел свое состояние во времена работы в РЖД. На самом деле это не так – как это ни удивительно, но Владимир Иванович был одним из первых предпринимателей новой России. Весьма успешным предпринимателем.
Вернувшись из США в Санкт-Петербург, В.И. Якунин обнаружил множество возможностей для заработка денег, основываясь на идеях, почерпнутых в Америке. Первый же его бизнес – создание биржи – «Международного центра делового сотрудничества». По иронии судьбы, предприятие он открыл в одном из офисов бывшего Ленинградского обкома коммунистической партии. В «Доме политпросвещения», будучи первым секретарем обкома комсомола, в свое время работала Валентина Матвиенко.
На ниве деловой активности Владимир Иванович Якунин начинает знакомиться с людьми, которые в будущем сформируют первый круг приближенных к Владимиру Путину. Например, он обнаруживает, что в России на тот момент совершенно пустует ниша бытовой очистки воды – и открывает вместе с Андреем Фурсенко компанию, производившую фильтры.
Подкопив денег на первых проектах, вместе с Юрием Ковальчуком Владимир Якунин участвует в создании банка «Россия», действующего и по сегодняшний день.
Дача Якунина в кооперативе «Озеро»
В начале 90-х Якунин знакомится с Владимиром Путиным, работавшим в те годы в правительстве Санкт-Петербурга. В 1996 году в Ленинградской области создается легендарный кооператив «Озеро», объединивший в себе участки знакомых и бизнес-партнеров – Фурсенко, Ковальчука, Якунина, Путина, Шамалова, Мячина и Смирнова. В 2000 году, после переезда в Москву, большая часть участников кооператива, включая Путина, продали свои доли. Дача Якунина сохранилась до сих пор.
Якунин: десятилетие во главе РЖД
На протяжении 10 лет, с 2005 по 2015 годы, Владимир Иванович Якунин возглавлял крупнейшую железнодорожную монополию страны – РЖД.
Не будет преувеличением сказать, что Российские железные дороги в том виде, в котором мы их знаем сейчас, были созданы при активном участии Владимира Якунина.
В первую очередь Якунин, опираясь на свой опыт работы с биржами, лоббирует приобретение европейской компании Gefco, включая РЖД в трансазиатскую транспортную систему и выходя на рынок железнодорожных грузовых перевозок Западной и Центральной Европы.
При Якунине у РЖД появились уже привычные россиянам «Ласточки» и «Сапсаны». Соглашение о производстве «Ласточек» в России также утверждалось им. Двухэтажные поезда, соединяющие столицу с Санкт-Петербургом и южными курортами, изначально планировались как замена плацкарту. «Стриж», который сейчас ходит в Нижний Новгород и в Берлин, должен был соединить Россию также с Украиной.
Тогда же были запущены крупные инвестиционные проекты, которые строятся и по сей день: модернизация БАМа и Транссиба, расширение Северо-Муйского тоннеля.
Якунин отвечал за строительство большей части современной железнодорожной инфраструктуры Большого Сочи. Работы были приурочены к проведению Зимней Олимпиады 2014 года. Был построен новый вокзальный комплекс в Адлере и железная дорога к горным курортам – Красной Поляне. Сам Якунин считал успешное строительство одной из главных своих заслуг во главе компании.
Многие ставят Якунину в укор, что при нем не росла протяженность железных дорог. Но это не так: значительные расстояния железных дорог электрифицировались, на местах с низкой пропускной способностью строились вторые пути.
Во времена работы Якунина прошла волна реставраций крупных вокзалов. На них снова стали проходить культурные мероприятия и работать фудкорты с нормальной едой.
Наконец, именно при нем прошел глобальный ребрендинг РЖД, в результате которого компания сменила логотип и фирменные цвета.
Порт Усть-Луга
Одно из наиболее значимых достижений Владимира Якунина во главе РЖД, как ни странно, связано с РЖД лишь частично. Речь идет о строительстве буквально в чистом поле одного из крупнейших на сегодняшний день в России грузовых портов – Усть-Луги.
Огромный инфраструктурный проект в Ленинградской области был создан при участии Якунина еще в нулевые, а строительство железнодорожных подходов к нему закончили уже после его ухода из компании.
Цель Усть-Луги – полностью отвязать Россию от прибалтийского транзита. И это получилось – уже в 2018 году порт вышел на обороты в 90 млн тонн грузов, практически полностью оттянув на себя потоки портов Прибалтики.
Где Якунин сейчас
Покинув РЖД, Владимир Якунин полностью ушел из политической жизни, посвятив себя общественной и научной деятельности.
Он создал институт «Диалог цивилизаций», базирующийся в Берлине и возглавляемый французским исследователем Жан-Кристофом Ба. Институт Якунина продолжает проводить международный форум «Диалог цивилизаций» на Родосе, объединяющий сотни политиков и общественных деятелей из 70 стран.
Цель деятельности института – исследовательская работа, способствующая улучшению отношений между государствами. На основе своих разработок институт готовит практические решения и рекомендации по решению проблем мирового сообщества – от инфраструктурных до политических конфликтов.
Помимо деятельности по поддержке института, Владимир Якунин продолжает преподавать на факультете политологии МГУ.
В 2018 году В.И. Якунин опубликовал книгу «Коварная колея» - сборник мемуаров, преимущественно посвященный его деятельности в России в 90-е годы. Книга была издана на английском языке и предназначалась в первую очередь для западной аудитории. Автор выразил надежду, что его публикация поможет иностранцам лучше понять Россию.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание