Рубрики

Выдающийся архитектор прошлого века Эйлин Грей создавала проекты, которые и сегодня смотрятся модерново

Эйлин Грей была интересной фигурой в эпицентре парижского бомонда 20-х годов. Она была знакома с дизайнерами эпохи высокой моды Пуаре и Ланвином, а также со многими звездными фигурами того времени, от Пабло Пикассо до Фриды Кало и Джеймса Джойса. Родившись в зажиточной ирландской семье, в возрасте 20 лет поступила в богемную школу искусств Slade в Лондоне. Оттуда она переехала в Париж и продолжала жить во Франции до конца своей жизни. У нее были отношения с известными, творческими людьми, она была первой женщиной в Париже, которая получила водительские права.

Она была необыкновенно талантливой личностью, уникально успешной в тогдашнем мире архитектуры и дизайна, где доминировали мужчины

Первоначально она работала в стиле ар-деко, но к середине 1920-х годов она стала архитектором и активным сторонником стиля модерн. Ее достижения полностью были оценены лишь в 70-х годах, и с тех пор ее работы получили широкое признание.

С тех пор ее работы пользуются огромным спросом – в 2009 году ее шезлонг Dragons был продан на аукционе в Париже за 28,3 миллиона долларов, что является рекордом для декоративно-прикладного искусства 20-го века.

Когда Грей переехала в Париж, она стала первым западным архитектором, практикующим японский стиль. Она изучила сложное ремесло у японского мастера Сэйдзо Сугавара. К 1920-м годам она создавала оригинальные и характерные лакированные экраны и архитектурные панели, а также роскошную парижскую мебель в стиле ар-деко. В то время женщина-дизайнер работала самостоятельно, и в 1910 году она открыла мастерскую по изготовлению мебели и плетению ковров.

К 1919 году ей было поручено оформить домашние интерьеры, в том числе квартиры махараджи Индаура и хозяйки общества Джульетты Леви на улице де Лота. «Ее стиль очень современный», – писали тогда в журнале Harper's Bazaar.

В середине-конце 1920-х Грей стала активным сторонником модернизма и заинтересовалась архитектурой

Она начала работать над несколькими проектами со своим наставником, румынским архитектором Жаном Бадовичем, который стал ее любовником. А затем последовало ее самое выдающееся достижение – первый из нескольких архитектурных проектов – вилла под названием E-1027 в Рокбрюн-Кап-Мартене на юге Франции.

Это было потрясающее здание, белый кубоид, высоко расположенный на скале с видом на море. Он был построен по принципу новой архитектуры, изложенной Ле Корбюзье, – дом открытого плана, поднят на столбах и имеет горизонтальные окна, открытый фасад и крышу.

Когда Эйлин Грей спроектировала свой собственный дом, она воплотила в жизнь свою выраженную веру в то, что дизайнер должен руководствоваться «человеческими потребностями» и что «искусства инженера» недостаточно. Своими архитектурными проектами она стремилась достичь симбиоза между ландшафтом, пространством, мебелью, телом и душой.

Ее архитектура в этом смысле пластична, и мы видим это в элементах ее замыслов. Например, оконные экраны, которые она спроектировала специально для Е-1027, открываются и закрываются с помощью системы раздвижных ставней, чтобы их можно было регулировать в течение дня в зависимости от солнечного света. Таким образом, архитектура Эйлин Грей предлагает жителю открытое пространство, где могут отдыхать и тело, и душа.

Как жизненный опыт Грей повлиял на ее работу?

Ее жизнь не всегда была легкой. Во время Второй мировой войны Грэй была интернирована как иностранная гражданка, ее дома были разграблены, а многие ее рисунки и модели были разрушены в результате бомбардировок. Нацистские солдаты использовали стены виллы Е-1027 для стрельбы по мишеням.

«У нее была очень независимая, свободная душа, – говорит Питиот. – Грей переживала много трудных периодов на протяжении всей своей жизни. Однако она упорствовала, каждый раз создавая все большую свободу. Грей была открытым и искренним человеком. Она была увлечена другими культурами и другим образом жизни, и это очевидно во всех ее проектах».

Заключение

К 1930 году Эйлин Грей прекратила создавать свои произведения. Она тихо жила в приморском городе Ментоне, высоко в горах, в своем маленьком двухкомнатном доме с большой террасой и панорамным видом. О ней почти все забыли, но на аукционе в Париже в 1972 году Ив Сен-Лоран приобрел одно из ее произведений, а потом вскоре последовала выставка в Лондоне, затем в Дублине. На Дублинском мероприятии 95-летняя Эйлин Грэй получила почетную стипендию от Королевского института архитекторов Ирландии. Она умерла в Париже в 1976 году в возрасте 98 лет и похоронена на кладбище Пер-Лашез.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание