Рубрики

Романтическая душа не выдержала развал СССР: жизнь и военные стихи Юлии Друниной

Известная советская поэтесса Юлия Друнина начала писать стихи еще в школе. Основными мотивами лирики девушки были любовь, природа, Родина. Но с наступлением войны появились в творчестве Друниной и другие стихи - стихи о войне, которые прославили ее на долгие годы и которые до сих пор дают понять читателям, каким страшным было это время.

Школьные годы

Юлия Друнина родилась 10 мая 1925 года, но она прибавила себе один год, чтобы пойти работать санитаркой в начале войны. Именно поэтому днем ее рождения считается 10 мая 1924 года, так было написано далее во всех документах поэтессы.

Родилась Юлия в простой, но интеллигентной семье. Ее отец был учителем истории в той же школе, где училась девочка, а мама работала преподавателем и давала уроки музыки. Еще со школьной парты Юля стала показывать большой литературный талант, она начал писать стихи. Один из них словно явился предвестником страшной беды, которая обрушилась на нашу страну:

Мы рядом за школьною партой сидели,

Мы вместе учились по книге одной,

И вот в неотглаженной новой шинели

Стоишь предо мной.

Я верю в тебя, твоей воли не сломишь,

Ты всюду пробьешься, в огне и дыму.

А если ты, падая, знамя уронишь,

То я его подниму.

Эти строки были опубликованы в 1938 году. Юная школьница, чьи стихи были напечатаны в газете, а написаны для конкурса, даже не подозревала тогда, что ей придется своими глазами увидеть, что такое война.

Годы войны

Юлия Друнина не могла, как и все советские люди, стоять в стороне от происходящего. Девочка, которой на тот момент было всего 16 лет, чтобы работать санитаркой, исправила свои документы и сообщила, что ей уже есть 17 лет. Друнина окончила курсы медсестер и работала в главном госпитале в составе добровольной дружины санитарок при обществе Красного Креста.

Не сумев оставить тяжелобольного отца, Юлия была эвакуирована вместе с ним в Тюменскую область, а когда папы не стало, она отправилась в Хабаровск обучаться летному делу, которое давалось ей очень нелегко. Но поскольку Друнина окончила курсы медсестер, она попала в состав 2-го Белорусского фронта. В 667-м стрелковом полку Юлия Друнина познакомилась с Самсоновой Зинаидой, которая удостоилась звания Героя Советского Союза посмертно. Именно ей было посвящено одно из самых проникновенных произведений Друниной о войне "Зинка", читая которое, невозможно сдержать слез:

Мы легли у разбитой ели.

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

— Знаешь, Юлька, я — против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня — лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет…

Знаешь, Юлька, я — против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом, в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.

Мы хотели со славой жить.…

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав…

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

— Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.…

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?!

Проникновенная лирика

На войне Юлии Друниной пришлось пережить и увидеть многое, и это не могло не отразиться на творчестве девушки. А она никогда не прекращала писать стихов, ведь в них могла выразить всю ту боль, которую испытывала сама и которую видела в других людях, и рассказать о своих надеждах, которые сохранялись в этой хрупкой девочке до самого последнего дня войны.

В 1943 году Юлия получила серьезное ранение в шею, но, не подозревая о своем положении, продолжала сама спасать раненых. Девушка очнулась в госпитале, где и узнала, что сама чуть не погибла. Именно во время лечения она написала свой главный стих о войне "Я только раз видала рукопашный":

Я только раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу — во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Когда война окончилась, Юлия Друнина никогда не забывала о пережитом, и многие ее стихи были посвящены этим страшным годам. Девушка посещала занятия в Литературном институте, стала одной из самых известных советских поэтесс, издавала множество сборников и выступала перед публикой. В студенческие годы Юлия вышла замуж за литератора и фронтовика Николая Старшинова. В этом браке появилась дочка Елена.

Вторым супругом поэтессы стал советский кинорежиссер, ведущий передачи "Кинопанорама" Алексей Каплер. Этот брак был очень счастливым. Когда мужа не стало, Юлия уже никогда больше не выходила замуж, а после смерти была похоронена рядом с супругом.

Конечно, в творчестве Юлии Друниной были разные темы стихов - любовная и пейзажная лирика, стихи о дружбе и Родине. Одним из самых известных стихов является произведение "Мир до невозможности запутан":

Мир до невозможности запутан.

И когда дела мои плохи,

В самые тяжелые минуты

Я пишу веселые стихи.

Ты прочтешь и скажешь:— Очень мило,

Жизнеутверждающе притом.—

И не будешь знать, как больно было

Улыбаться обожженным ртом.

Но самыми проникновенными, самыми берущими за душу остаются стихи Друниной о войне.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание