Умение эффективно управлять своими финансами является одним из важнейших навыков сегодняшнего дня. И желательно его развивать еще в подростковом возрасте, когда человек принимает свои первые ответственные решения в отношении денег, например связанные с личными покупками. В этот же период вырабатываются и укрепляются первые финансовые привычки, поэтому не стоит упускать ценное время.
Вот несколько базовых советов, которые помогут подростку сделать важный шаг на пути к обретению финансовой грамотности.
Что нужно знать о бюджетировании?
Для начала важно объяснить подростку, что такое бюджет, как он формируется и для чего вообще нужен. В этом возрасте подобные вопросы могут возникать сами собой. Более того, некоторые элементы бюджетирования подростки уже осваивают на практике, просто не дают им научных обозначений.
Как минимум важно разъяснить природу источников дохода, расходов и сбережений. Это основные каналы формирования личного или семейного бюджета, с которым люди имеют дело на протяжении всей жизни.
Плюсы и минусы кредитных карт
Не самый обязательный инструмент финансового управления, но лучше о нем узнать как можно раньше. Тем более что некоторые банки предлагают студентам специальные льготы и скидки при оформлении кредитных карт.
Так или иначе, важно объяснить, для чего может потребоваться кредитная карта. Например, для важных срочных покупок, когда собственных средств не хватает. Но также необходимо рассказать о рисках использования кредиток, а также о дополнительной финансовой нагрузке в виде процентов.
Долги и кредиты
Крайне важная тема в деле повышения финансовой грамотности. Собственно, продолжается тема кредитной карты и связанных с нею долговых обязательств, процентных отчислений и т.д. Продолжиться тема может ипотекой, кредитной историей, долговой ямой и неоплаченными счетами. Подросток должен понимать, что финансовые обязательства – это основа денежного обращения, ответственность за которую должна быть четко осознана.
Сберегательный счет и финансовые успехи
Более приятная тема для обсуждения, в которой раскрываются вопросы, касающиеся долгосрочных финансовых целей. Объясняется связь, например, между покупкой дорогого компьютера или автомобиля и грамотным управлением сбережениями. Если есть источник доходов, пусть и нестабильный, значит, может быть сберегательный счет. Можно обсудить подробности условий его обслуживания, проценты, условия снятия средств и т.д.
Отдельно можно рекомендовать записывать успехи по сбережению средств, что будет дальше стимулировать подростка к накоплению на более амбициозные финансовые цели.
Планирование расходов
У подростков сегодня может быть огромное количество способов потратить деньги. И это тоже хороший предмет для обсуждения. Расходы должны быть оправданы и продуманы. Причем важно объяснить, что ценность любой покупки должна раскрываться не только через сам объект приобретения, но и через отношение его стоимости к тому же бюджету. Подросток должен уметь фиксировать и общую динамику своих трат, соотнося ее с доходами.
Финансовые привычки
Юный потребитель лучше усвоит важные принципы обращения с деньгами, если постоянно давать отсылки к конкретным примерам из его личного опыта совершения покупок. Наверняка он и сам старается экономить денежные средства, сталкиваясь с необходимостью рационального управления бюджетом. Задача родителей - систематизировать эти знания и зафиксировать положительные привычки.
Например, если подросток предпочитает делать покупки по скидкам – это важно поощрять, рассказывая также о действующих программах лояльности клиентов и т.д. И напротив, если замечается тяга к импульсным покупкам, эту привычку желательно как можно быстрее искоренить. Можно научить универсальному правилу рациональных покупок, согласно которому они совершаются строго по ранее продуманному списку.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание