Рубрики

Знакомство с базиликой Святого Марка в Венеции: подробный путеводитель для туристов, которые хотят осмотреть все

Одним из самых красивых и необычных городов не только в Италии, но и, пожалуй, во всем мире, является Венеция. Ежегодно сюда приезжают миллионы туристов. К числу наиболее посещаемых мест в Венеции, безусловно, можно отнести базилику Святого Марка, расположенную в самом ее центре, на площади Сан-Марко.

Немного истории

Когда мощи Святого Марка были в 829 году доставлены в Венецию, для их хранения была возведена базилика. С этого времени святой Марк стал считаться покровителем города, а золотой крылатый лев, знак святого, стал символом Венеции.

Закон, изданный дожем в 1075 году, обязывал все корабли, которые возвращались с Востока, привозить различные ценности для украшения святого места. Для сооружения 500-т колонн базилики использованы редкие сорта мрамора, порфир, алебастр и яшма. Золотые мозаики занимают 4240 квадратных метров интерьера.

Между 1500 и 1750 годами вместо некоторых старых секций появились современные мозаики. В числе художников, работавших над ними, были Тициан и Тинторетто.

Базилика претерпела многочисленные реконструкции, однако различные архитектурные стили гармонично соединились между собой.

Фасады собора

Южный фасад поражает своими скульптурами и мозаиками, дополняющими его изящную архитектуру. Внимание туристов привлекают два грифона в первой арке, а также византийская мозаика XIII века между сводами верхнего этажа, на которой изображена Богородица. На двух мраморных пилястрах, расположенных перед фасадом, можно увидеть великолепные рельефы VI века. Лучше всего Южный фасад просматривается со стороны Большого канала.

На двери из цветов, расположенной на Северном фасаде, нанесен красивый рельеф Рождества XIII века в обрамлении листвы, ангелов и пророков. На двух других рельефах можно увидеть трон судьи, с каждой стороны которого - по шесть овец, символизирующих двенадцать апостолов, а также запряженную грифонами колесницу Александра Великого.

Пять порталов центрального западного фасада украшают мозаичные тимпаны XVIII века, являющие собой скульптурные шедевры различных эпох. Над главным фасадом установлены тонкие башенки, которые были добавлены сюда шесть столетий назад. Возвышающуюся над центральным входом статую Святого Марка окружают фигуры ангелов. Под ним виден золотой крылатый лев.

Притвор и галерея

У церкви Святого Марка, как и других византийских базилик, имеется притвор (крыльцо). Мозаики, украшающие его арки и купола, относятся к XIII веку. Исключением является святой Марк, который был добавлен в свод в 1545 году.

Все три портала, ведущие в церковь, обрамлены мраморными колоннами. В правом портале имеется бронзовая дверь, покрытая серебром. На двери нанесена надпись на греческом языке.

Над притвором расположена открытая галерея. До 1981 года там можно было увидеть знаменитых четырех бронзовых коней, обращенных к площади Сан-Марко. Этих лошадей доставил в Венецию дож Энрико Дандоло, когда пал Константинополь. В 1797 году они были увезены Наполеоном, но в 1815 году вновь вернулись в Венецию. Сейчас лошади находятся в музее Марчиано.

Интерьер и мозаика

Базилика поражает огромным количеством находящихся в ней сокровищ, но самым захватывающим зрелищем являются ее мозаики. В интерьере соединены различные архитектурные стили, но сама церковь сооружена по византийскому принципу, который подразумевает разделение церкви на две части – земную и небесную.

На огромные колонны опираются пять куполов каждый диаметром почти 13 метров и с 16 окнами. Купола покрыты роскошными золотыми мозаиками общей площадью 4240 квадратных метров. Благодаря золотым куполам у этого сооружения есть еще одно название – Золотая базилика.

В большинстве своем купольные мозаики относятся к периоду между 1160 и 1200 годами. Лучшие виды на них открываются с галерей, которые расположены около музея. На первом куполе от входа в центре ореола, распространяющегося на окружающих его апостолов, изображен голубь Святого Духа. На центральном куполе изображен Иисус Христос, окруженный звездами, а ниже – Мария с херувимами и апостолами.

Мраморный пол

На потолке и куполах базилики изображено Небесное царство, а вот в создании пола, в соответствии с византийскими архитектурными принципами, подчеркнута земная солидарность. Поверхность пола размером 2099 квадратных метров покрыта богатой мраморной инкрустацией, имеющей геометрические формы. На полу также встречаются замысловатые узоры, выполненные из крошечных кусочков мрамора или стекла. Считается, что полы, как и мозаики, создавали константинопольские или греческие художники.

Золотой алтарь

Золотой алтарь Pala d’Oro – бесценная реликвия базилики Святого Марка и всей Венеции. Его создавали около пятисот лет. Уникальное культовое творение имеет высоту более 2,5 метра и длину около 3,5 метра. Восемьдесят икон алтаря обрамлены золотом и декорированы драгоценными камнями. Воображение посетителей потрясают 250 эмалевых миниатюр, при создании которых применялась уникальная техника.

Сокровища алтаря находятся в свободном доступе, благодаря чему можно не только полюбоваться его необыкновенной красотой, но и поближе рассмотреть самые мелкие детали.

Крест-экран и святилище

Хор и неф отделяет друг от друга замысловатый крест-экран. На аналое серебряное распятие и статуи Мадонны, святого Марка и апостолов. За кафедрой, расположенной справа, венецианскому народу традиционно представляли новоизбранного дожа.

Бронзовые рельефы хора украшены сценами из истории святого Марка. Местом хранения его мощей является главный алтарь. Навес над алтарем поддерживается четырьмя колоннами, которые украшают 324 рельефа XIII века, демонстрирующие сцены из жизни Иисуса Христа и Марии.

Казначейство

Казначейство представляет собой сокровищницу, наполненную драгоценными предметами, которые венецианцы привезли в 1204 году из Константинополя. Уникальные изделия из различных драгоценных металлов делают ее одной из самых богатых среди других европейских церковных сокровищниц. На этот статус даже не повлияло разграбление ее Наполеоном, а также продажа части драгоценностей для оплаты существенной реставрации церкви, проведенной в начале 1800-х годов.

Константинопольская добыча помимо прочего включала в себя золотые и серебряные византийские реликварии XI-III веков. В сокровищнице можно полюбоваться византийскими иконами из золота и серебра, чашами, стеклянной посудой, эмалированным золотым шитьем. Особое внимание следует уделить роскошному трону дожей, красивым хрустальным лампам в форме рыб, амфорам, вырезанным из цельного блока агата, эмалированным чашам из перегородчатой эмали, иконам архангела Михаила и ароматической жаровне, представляющей собой небольшое здание с пятью куполами.

Музей Марчиано

Через небольшую дверь, расположенную около главного входа в церковь, можно попасть в музей Марчиано. Здесь находятся те самые знаменитые четыре лошади, которые изначально украшали галерею над главным входом. Скульптуры лошадей выполнены из меди и покрыты позолотой. Когда-то они являлись военной добычей, привезенной из Константинополя. После разграбления Наполеоном кони были сначала возвращены в галерею, а затем переданы в музей для сохранности.

В музее можно познакомиться с великолепными гобеленами XIII и XVI веков, византийскими скульптурами XII века и красивой обложкой для Pala d’Oro со сценами из жизни святого Марка, которую в 1345 году сделали Паоло Венециано и его сыновья.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание