Рубрики

День московского метро - 15 мая: как открывался столичный метрополитен (архивные фотографии)

День московского метро - 15 мая. Это один из самых протяженных и красивых метрополитенов в мире. Хотя планы о прокладке подземной железной дороги велись еще во времена царской России, осилить грандиозный проект смогли только в 1930-х годах. Давайте отмотаем время назад и станем свидетелями его строительства.

Знаем, помним

Хотя 86 лет со дня пуска столичного метро - дата не круглая, на это важное для Москвы событие не могли закрыть глаза. В рамках дня памяти москвичам и гостям города предложили участвовать в любопытном челлендже – метромарафоне. Его суть состоит в том, чтобы в течение суток проехать все 272 станции метрополитена и Московское центральное кольцо.

А чтобы облегчить задачу, студенты Московского физико-технического института благодаря специально разработанному алгоритму вычислили наиболее рациональный маршрут. Кстати, его можно найти на сайте МФТИ. Подсказка – стартовать лучше со станции «Театральная», на ней же и заканчивать путешествие. В среднем на прохождение задания требуется примерно 16,5 ч. Никто не мешает вам это сделать в любой удобный день.

Пророчество, которое сбылось

Открытие в 1863 году в Лондоне первой подземки воодушевило прогрессивное сообщество не меньше, чем изобретение паровоза. Казалось, прогресс не остановить. Горячие головы захотели такой же вид транспорта запустить в Москве, однако скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Для реализации мечты требовались колоссальные денежные, технологические и людские ресурсы.

Но это не мешало людям мечтать. В 1914 году по инициативе кондитерской фабрики «Эйнем» была разработана серия открыток «Москва в XXIII веке». На одной из почтовых карточек была изображена Лубянская площадь, из-под мостовой которой стремительно вылетает поезд метро. Впрочем, ждать 23-го века не пришлось. Спустя 20 лет на Лубянке открыли станцию «Дзержинского».

От фантазий к действиям

К 1930-м годам существующая в Москве сеть наземного транспорта, главным образом представленная трамваями, перестала справляться с перевозкой стремительно растущего населения столицы. Сначала власти обратились за помощью к немецкой компании «Сименс», но затем решили обойтись собственными силами.

В 1931 году Пленум ЦК дал добро на строительство подземной электрифицированной железной дороги, для чего была создана организация Метрострой. После этого вдоль будущих линий выросли буровые установки для анализа грунтов.

Дефицит рабочих рук

Где только возможно, работы вели открытым способом, выкапывая глубокие траншеи. Чтобы поддерживать темпы всесоюзной стройки, требовались тысячи человек. Когда рабочих рук стало не хватать, к строительству привлекались работники крупных предприятий, выходивших на субботники.

Повсюду – стройка

В 1932-1934 годах улицы и площади столицы превратились в грандиозную стройплощадку. На фото – рытье котлована на Кропоткинской площади. Здесь проходит линия метро, соединяющая «Парк культуры» с «Сокольниками».

Испытательный поезд

Уже 14 октября 1934 года по столичному метро совершил первый пробег испытательный поезд, состоявший из двух вагонов. Поездка от станции «Комсомольская» до «Сокольников» прошла штатно.

Перенимать опыт не зазорно

В СССР не было технологий производства эскалаторов. А учитывая глубину метро, по лестницам много не набегаешь. Метростроевцы пошли на хитрость. За границей за золото был приобретен один эскалатор, который разобрали по винтикам и растиражировали.

Не до круглых дат

Первоначально метро планировали открыть ко Дню революции 7 ноября 1934 года. Однако реальные темпы строительства не поспевали за партийной разнарядкой. На многих станциях к 1935 году только приступили к облицовке. Работы предстояло еще много.

Первый прораб

Отцом московского метро можно по праву назвать Кагановича. Именно он ходатайствовал перед высокими начальниками об острой необходимости строительства подземного вида транспорта, несмотря на предстоящие расходы. Лазать Моисеевич курировал ход работ до самого открытия, пользовался уважением среди работников. Не случайно метрополитену изначально присвоили его имя.

«Есть метро!»

Под таким слоганом колонна метростроевцев прошла по улицам города 15 мая 1935 года. В этот день была официально открыта первая ветка метрополитена в Москве.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание