Рубрики

Гонорары до 5000 рублей: сколько зарабатывали наши актеры в советское время и что они могли бы купить за эти деньги

О том, что современные российские актеры не бедствуют, знают все, но многих людей интересует, на что жили советские деятели кино и искусства. Далее будут раскрыты суммы гонораров Вячеслава Тихонова, Юрия Никулина, Натальи Варлей и многих других актеров за их самые известные работы в советских фильмах, которые и сегодня любимы телезрителями.

"Кавказская пленница"

Любимый многими фильм "Кавказская пленница", который вышел на экраны в 1967 году, пестрит знакомыми советскому зрителю персонажами. За работу в этой киноленте участники звездного состава получили вполне приличные гонорары:

  • Александр Демьяненко - 5220 руб.;
  • Евгений Моргунов - 1979 руб.;
  • Георгий Вицин - 3389 руб.;
  • Юрий Никулин - 4238 руб.;
  • Фрунзик Мкртчян - 939 руб.;
  • Наталья Варлей - 1219 руб.

Из представленного списка видно, что наиболее крупные гонорары получили популярные на тот момент Вицин, Моргунов и Никулин, а также несменный Шурик. Все это обусловлено тем, что на момент создания картины действовала программа по повышению материальной заинтересованности работников кино, в рамках которой актерам присваивались определенные категории, по которым производилась надбавка в выплатах. Соответственно, чем выше была категория актера, тем больше денег он получал за свое участие в проекте. Правда, надбавка на тот момент не могла превышать 300% от общей суммы гонорара.

"Бриллиантовая рука"

Картина "Бриллиантовая рука" принесла неплохой доход актерам, задействованным в ее главных ролях. Известно, что наиболее серьезный гонорар за нее получил Юрий Никулин - 5188 рублей. Что касается остальных актеров, то у них ситуация выглядела гораздо скромнее:

  • Андрей Миронов - 1920 руб.;
  • Анатолий Папанов - 2288 руб.;
  • Нонна Мордюкова - 1531 руб.;
  • Светлана Светличная - 346 руб.;
  • Нина Гребешкова - 792 руб.;
  • Леонид Каневский - 122 руб.;
  • Татьяна Никулина - 131 руб.;
  • Григорий Шпигель - 482 руб.;
  • Николай Романов - 658 руб.

Кстати, в этом фильме снялась не только супруга Юрия Никулина Татьяна, но еще и сын - он сыграл роль того самого мальчика с нимбом, который ходил по воде (именно его Козодоев столкнул с пути со словами "А ну прочь, щенок!").

"Иван Васильевич меняет профессию"

Всеми советскими телезрителями горячо любим фильм "Иван Васильевич меняет профессию". Еще бы! Ведь для его съемок был подобран неподражаемый актерский состав.

За работу в этом поистине культовом кино актеры получили неплохие гонорары:

  • Леонид Куравлев - 2313 руб.;
  • Александр Демяненко - 1660 руб.;
  • Савелий Крамаров - 1129 руб.;
  • Михаил Пуговкин - 788 руб.;
  • Владимир Этуш - 630 руб.;
  • Наталья Крачковская - 347 руб.;
  • Наталья Селезнева - 362 руб.;
  • Наталья Кустинская - 168 руб.

Больше всех в этой картине заработал Юрий Яковлев, которому довелось сыграть в ней целых две роли, которые к тому же были главными. Гонорар этого актера составил 4300 рублей. За такие деньги он мог бы приобрести себе или квартиру в Москве, или "Москвич-412".

"Семнадцать мгновений весны"

Во время съемок данной картины наибольшая сумма средств была выделена на оплату актерского туда Вячеслава Тихонова - за сыгранную роль Штирлица он заработал 5,5 тысячи рублей. Меньшими вознаграждениями могут похвастаться Леонид Броневой и Евгений Евстигнеев - им было выплачено по 3000.

На такие деньги только Тихонов мог позволить себе купить или новенький ВАЗ, или квартиру в столице. Кстати, остальным актерам квартира тоже пришлась бы по карману, но только не в Москве, а где-нибудь в провинции.

Сколько заработал Леонид Гайдай на создании культовых фильмов

Однако что с режиссерами? Самым высокооплачиваемым режиссером советского периода был Леонид Гайдай. Только вдумайтесь: за съемки фильма "Иван Васильевич меняет профессию" он получил почти 8000 рублей, из которых две причитались ему за написание сценария и почти шесть - за режиссерский труд. Любому советскому человеку эта сумма казалась баснословной, ведь среднестатистический работник тех времен получал около 120 рублей в месяц - копить такие деньги пришлось бы не один год, зарабатывая их при этом тяжелым трудом. На такие деньги в советский период можно было купить абсолютно новый ВАЗ-2101 или двухкомнатную кооперативную квартиру в Москве.

Не меньше режиссер заработал на создании "Кавказской пленницы". Так, его основной гонорар за эту картину составил 6140 рублей, из которых 2000 снова были выплачены за написание сценария.

Кстати, за прокат снятых фильмов Гайдай также зарабатывал неплохие деньги - ему полагалась выплата в размере 4 рублей за каждую 1000 зрителей, просмотревших фильм. Так, после выхода картины "Иван Васильевич меняет профессию" ему выплатили еще почти 18000 рублей.

Стоит отметить, что в те времена многие режиссеры, желая заработать как можно больше на создании картины, немного хитрили, снимая в главных ролях то себя, то жену, а также занимаясь написанием сценария к фильму. Такими хитростями не брезговали Никита Михалков, Василий Шукшин, а также Сергей Бондарчук. Нередко случалось и так, что малоизвестным режиссерам дорогу в большое кино старательно преграждали советские цензоры, которые, как правило, были очень злобно настроены. В таком случае им приходилось подрабатывать режиссерами дубляжа.