Рубрики

Как меняется речь собеседников, если им интересно вместе работать над увлекательной задачей

Интересный разговор заставляет человека внимательнее относиться к словам собеседника и самому стараться быть более понятным. Это кажется очевидным, но речь увлеченных темой обсуждения людей имеет гораздо больше особенностей. Более того, сами собеседники даже неосознанно могут подстраивать друг под друга манеру высказывания, что тоже свидетельствует о желании быть максимально понятными.

Научное подтверждение

Первые исследования того, как увлеченные общей задачей люди меняют свою речь, проводились еще в 2018 году. В качестве среды для эксперимента использовалась виртуальная игра. Участникам предлагалось описывать происходящее на экране, передавая информацию по сетевым каналам коммуникации.

Как показали результаты, чем выше был уровень вовлеченности в процесс выполнения поставленной задачи, тем сильнее были и изменения звука их речи.

Неосознанно увлеченные разговором участники могли произносить слова так же, как это делал их партнер по игре. Вместе с этим менялся синтаксис и происходила фонетическая конвергенция.

Новые данные

В новом исследовании специалисты задействовали 52 человека, которые были носителями английского языка. Их разделили по парам и вновь предложили решать задачи, отличающиеся степенью сложности и увлекательностью. Например, некоторые задания требовали прочтения вслух текста с экрана с последующим выделением определенных слов.

Новый эксперимент показал, что увлекательные разговоры усиливают эффект подражания у собеседников. То есть заинтересованные беседой участники буквально адаптировали свою речь к стилю партнера. Таким образом возникал и эффект синергии на фоне желания собеседников быть понятыми друг другом.

В то же время авторы исследования подчеркнули, что зафиксированные изменения могли меняться в зависимости от контекста беседы, общей цели задания и характеристик самих участников.

Ограничения исследования

Как и предыдущие исследования, новый эксперимент имел ряд ограничений. Например, авторы не спешат говорить об универсальности сделанных выводов, поскольку они работали только с носителями английского языка с соответствующими особенностями речи. Помимо этого и сама выборка участников была недостаточной по количеству для выявления более тонких и глубоких изменений в речи.

По словам исследователей, могли быть упущены такие нюансы, как использование нехарактерных для конкретного участника слов. То есть увлеченные решаемой задачей собеседники могли включать в речь слова и фразы, которые обычно не используют или используют очень редко.

На изменения в речи с элементами имитации могли повлиять и другие факторы помимо увлеченности как таковой. Так, некоторые задачи могли в принципе требовать использования большего количества слов. Другое дело, что и заинтересованность стимулировала участников быть более информативными и разговорчивыми. В итоге содержательный разговор давал собеседникам больше возможностей для изучения речи друг друга, чем при решении простых малоинтересных задач.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание