Рубрики

«Мы покупаем хлам»: коммерциализация Рождества имеет интересную историю

Рождество – странный праздник. И странность эта заключается в том, что большинство людей не представляют, что именно они отмечают и чему радуются. С рождением младенца Иисуса в современном мире редко кто ассоциирует этот день, многие, говоря о Рождестве, вспоминают не о Христе, а о елке, под которой лежат подарки, о праздничном застолье, о чулках, носках и валенках, развешанных перед камином, в которые Санта-Клаус должен положить сладости.

Иными словами, Рождество утратило свой изначальный смысл, в его основе сейчас лежат не духовные ценности, а потраченные деньги. В канун этого зимнего праздника процветает коммерция, поскольку каждый человек в первую очередь задумывается о подарках и угощениях, а вовсе не о посещении церковной службы.

Тратим ли мы деньги разумно в канун праздника?

Коммерческий подход, превалирование материальных ценностей над духовными – это данность, реальность, от которой никуда не деться. Но живя в ней и принимая ее, стоит задуматься над одним вопросом: разумно ли мы тратим свои деньги? Действительно ли мы, приобретая множество подарков, бесчисленное количество упаковочных коробок и бантов, приносим своими презентами радость близким и друзьям?

Оказывается, что именно в канун Рождества с прилавков магазинов сметается все подряд, все, что хотя бы отдаленно может напоминать презент, сгодиться для подарка. Люди совершенно не задумываются о том, будет ли востребован их презент, обрадует ли он. Большинство подарков покупается просто так, по традиции, для галочки.

Давно ли люди стали тратить деньги впустую?

В 1850 году в свет вышла книга Гарриет Бичер-Стоу, в которой автор поднимает вопрос об утрате духа Рождества, коммерциализации праздника и обилии совершенно не требующихся людям покупок. Гарриет написала следующее: «Это время денег, потраченных впустую. В это время года все обречены на получение вещей, которых никто не хочет, о которых никто не заботится после того, как они были получены».

Соответственно, проблема восприятия праздника возникла еще в позапрошлом столетии. Но возможно, это лишь единичное мнение? Оказывается, что нет. В Бостонском журнале в 1834 году была серия публикаций писем читателей, в которых они высказывали собственное мнение в отношении празднования Рождества. Практически в каждой из публикаций упоминается то, что люди поражаются хитрому мастерству торговцев, с которым самые бесполезные предметы устанавливаются таким образом, чтобы искушать и заманивать в ловушку сбитого с толку покупателя.

Соответственно, можно утверждать, что навязчивая, граничащая с внушением реклама товаров возникла задолго до того, как компания "Кока-Кола" стала «эксплуатировать» образ Санта-Клауса.

Что говорят экономисты?

Джоэль Вальдфогель, автор книги "Скрудженомика", в своем произведении цитирует отрывки из книги Гарриет Бичер-Стоу и статьи из старых американских журналов. Автор выражает свое полное согласие и развивает процитированные мысли, проводя аналогии между тем, как обстояли дела в прошлом и как делаются покупки к Рождеству сейчас.

Джоэль высказывается весьма категорично, утверждая следующее: «Слишком часто мы покупаем мусор. Мы слишком уверены в своей способности выбирать правильные подарки, мы уделяем слишком много внимания причудливой упаковке, не смотрим на списки желаний».

Когда появилась «рождественская» реклама товаров?

Что же касается меркантильности крупных компаний, таких как "Кока-Кола", то рекламные акции с задействованием рождественской символики возникли вовсе не в наши дни.

Первая реклама рождественских подарков появилась в США в 1820-х годах, а Санта-Клаусы появились в магазинах в 1840-х годах. «Днем рождения» коммерциализации праздника историки экономики считают Рождество 1867 года. В тот день магазин Macy's на Манхэттене был открыт до полуночи, и отбоя от покупателей в нем не было.

Все ли так плохо?

По мнению экономиста, историка, профессора Вальдфогеля, который регулярно оценивает коммерческие масштабы американского Рождества, сравнивает розничные доходы магазинов в декабре со средними показателями продаж в ноябре и в январе, проблема трат существенно преувеличена.

Профессор считает, что из каждой сотни долларов, потраченной в течение года, на предпраздничные покупки уходит не более тридцати центов. Также он обращает внимание на неуклонное падение потребительского спроса, начавшееся еще в начале прошлого века.

К сожалению, подобных исследований и статистических данных нет в России. Сколько мы тратим впустую перед праздниками? Как расставляем приоритеты? Что покупаем и для чего? Об этом остается только догадываться, основываясь на собственном опыте и воспоминаниях.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание