Рубрики

Пассивная агрессия среди сотрудников: примеры пассивно-агрессивного поведения и советы как общаться с такими коллегами

Скрытая враждебность пассивно-агрессивного поведения может сделать этот стиль выражения гнева идеальным преступлением. Оно влияет на самого работника, организацию производительности и моральный дух в коллективе, а минимизировать акты неповиновения и саботажа часто очень трудно. Эта статья отвечает на некоторые из наиболее часто задаваемых вопросов, связанных с решением данной проблемы на рабочем месте.

Что такое пассивно-агрессивное поведение?

Это преднамеренный, но скрытый способ выражения чувства гнева. Опасаясь, что жизнь станет хуже, если другие люди узнают о его гневе, такой человек выражает свои чувства косвенно, посредством ряда поведений, направленных на то, чтобы «отомстить» другому. При этом он не понимает, что в основе этого всего лежит гнев.

Признаки

Некоторые из наиболее распространенных вариантов пассивно-агрессивного поведения на рабочем месте включают примеры сотрудников, которые:

  • Хронически «забывают» крайние сроки или «теряют» важные документы.
  • Неэффективно выполняют задачи.
  • Не предпринимают действий, которые могут предотвратить возникновение проблемы.
  • Удерживают важную информацию.
  • Бесконечно жалуются и обвиняют других (часто авторитетных деятелей) в их проблемах.
  • Подрывают авторитет других с помощью слухов, сплетен, жалоб.
  • Смущают коллег в общественных местах, например, на встречах или во время презентаций.
  • Оставляют заметки, голосовые сообщения или электронные письма, чтобы избежать очной конфронтации.
  • Ходят и обижаются, а не высказывают свое мнение или потребности.
  • Используют слова типа «хорошо» и «что угодно», чтобы прекратить обсуждение.
  • Не собираются что-то менять, делать по-другому в будущем, так как они не планируют менять свое поведение.

Как работать с пассивно-агрессивными коллегами?

Целью такого человека является заставить других чувствовать разочарование и гнев, тот самый, который он скрывает внутри себя. Пассивно-агрессивный сотрудник получает удовлетворение и чувство личной силы, когда его действия заставляют кого-то другого испытывать это неприятное чувство. Заставить коллегу потерять самообладание считается победой для такого человека.

Самая лучшая стратегия для работы с пассивно-агрессивным коллегой — понять эту динамику и принять осознанное решение оставаться спокойным всегда, независимо от того, что он говорит или делает. Конечно, это легче сказать, чем сделать, поскольку такие люди могут быть опытными манипуляторами.

Эмоционально нейтральная реакция — лучший способ ответить на комментарии пассивно-агрессивного человека. Если он чувствует, что вы реагируете на него, что ему удалось вывеси вас из равновесия, баланс сил уже сместился в его пользу. Избегайте саркастических ответов, злого тона или агрессивного языка тела. Все это демонстрирует ваше разочарование и слабость перед таким коллегой. Вместо этого ответьте комплиментом, задушевной шуткой или же простым комментарием, безэмоциональным, основанным, так сказать, на фактах.

Полезные советы при общении с такими людьми

Например, если пассивно-агрессивный сотрудник пытается высмеять вашу работу над проектом перед большим количеством персонала, вы должны сделать выбор относительно того, как повести себя дальше:

  1. Избегайте немедленного ответа перед вашими коллегами, исключите агрессию. Большинство людей будет видеть попытки этого человека вывести вас из себя. Ваше молчание выявит и даже усилит непрофессиональное поведение такого человека. В результате он не достигнет желаемого и постарается избежать возникновения подобной ситуации в будущем.
  2. Или кратко расскажите, что вы внесли в проект, не опровергая и не ссылаясь непосредственно на комментарии вашего коллеги.

Не пытайтесь высказываться по поводу его заявлений во время встречи, так как присутствие других всегда усиливает эмоции. Лучше спокойно выразите свои мысли коллеге при личном контакте после собрания. Пассивно-агрессивные люди некомфортно чувствуют себя при прямой конфронтации, и как только они узнают, что вы не боитесь справиться с ситуацией прямым способом, они, вероятно, будут избегать вовлечения вас в свои «сети» в будущем.

Как реагировать на пассивно-агрессивные электронные письма? Лучше всего перезвонить или поговорить лично?

Пассивно-агрессивные люди часто используют общение в Сети, поскольку непосредственное общение вызывает у них дискомфорт. Помните: такой человек процветает от скрытого гнева. Таким образом, если вы принимаете пассивно-агрессивную электронную почту, лучший способ ответить на нее — это личный разговор или телефонный звонок, когда прямая связь невозможна. Если вы чувствуете, что оказались вовлечены в пассивно-агрессивную «почтовую войну», отойдите от клавиатуры и не поддавайтесь желанию участвовать в этом конфликте.

Как можно понять, что пассивно-агрессивное поведение другого работника не подрывает ваш собственный успех?

Такие сотрудники часто делают все возможное, чтобы препятствовать, откладывать и, следовательно, подрывать успехи других. Но есть несколько эффективных способов предотвратить это:

  1. Устанавливайте четкие ограничения и сроки в начале любой задачи или проекта и старательно общайтесь с пассивно-агрессивным человеком, когда замечаете какое-либо скрытно-враждебное поведение.
  2. Исключите удовольствие, которое может получить пассивно-агрессивный человек от того, что подрывает вашу работу. Если он заметит, что ему удается вас расстраивать и вводить в гнев, то пассивно-агрессивный человек почувствует, что его цели достигнуты и будет продолжать в том же духе.
  3. Расскажите доступным языком о естественных последствиях для такого человека, если по его вине будут сорваны сроки. Таким образом, он будет испытывать ответственность и знать, что ему придется заплатить за свои действия.

Когда все три шага будут предприняты с вашей стороны, для пассивно-агрессивного человека многое изменится, а именно:

  • оправдания типа «я не знал» он больше не сможет использовать;
  • удовольствие от управления ситуацией и разжигания гнева он больше не сможет испытывать;
  • он будет знать, что несет ответственность за свое поведение.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание