Сложно не заметить, что Instagram по популярности в некоторых аспектах выше, чем его «родитель» Facebook. Дошло до того, что основатель социальной сети Марк Цукерберг испытывает ревность к мобильному приложению. Известный журналист Сара Фриер исследовала историю непростых взаимоотношений внутри компании.
Когда друг оказался вдруг
За последнее десятилетие Instagram стал локомотивом коммерческого и культурного влияния среди наиболее активной части интернет-комьюнити. Эту площадку предпочитают молодежь, звезды, модные блогеры, влиятельные политики.
Facebook, наоборот, растерял динамику и все больше напоминает отечественные «Одноклассники», где собираются люди более зрелого возраста с меньшей активностью. Репортер Сара Фриер изнутри изучила «кухню» Instagram, основываясь на интервью с лидерами компаний, нынешними и бывшими сотрудниками, конкурентами, звездами и обычными пользователями.
Выгодное приобретение
Основатель «Фейсбука» Марк Цукерберг выкупил «Инстаграм» в 2012 году за 715 миллионов долларов. Он разглядел в обычном сервисе публикации фотографий перспективное направление. И не ошибся. В настоящее время бренд стоит более 100 миллиардов долларов. Instagram теперь приносит годовой доход в размере 20 миллиардов долларов, что составляет более четверти общего дохода Facebook. Одним из условий сделки было обещание Цукерберга оставить определенную свободу действий команде «Инстаграм».
Именно этот факт вдохновил создателей других перспективных проектов присоединиться к Facebook. В 2014 году Марк купил WhatsApp за ошеломляющие тогда 22 миллиарда долларов, укрепляя доминирование Facebook над современными коммуникациями, и заплатил 2 миллиарда долларов компании по виртуальной реальности Oculus, аппаратная часть которой, как он надеялся, проложит путь в будущее.
Легкость бытия
Немыслимо, чтобы дочерняя компания обставила головной офис. Но именно к этому все шло. Конечно, у «Инстаграма» другие цели и задачи, механизмы взаимодействия в Сети, концепция, в конце концов. Мобильное приложение не претендует на лавры «большой» социальной сети.
Но все чаще крупные рекламодатели обращают внимание на эту площадку. Оказывается, многим пользователям подобный упрощенный и визуализированный формат нравится больше, чем «тяжелый» неповоротливый «Фейсбук» с надстройкой из функций, которыми пользуются далеко не все.
Приступы ревности
Сара Фриер рассказала об одном из примеров, который свидетельствует о некой ревности Цукерберга. В 2018 году команда, ответственная за развитие «Инстаграма», делала презентацию перспективного видеосервиса IGTV. После освещения события в прессе генеральному директору Кевину Систрому позвонил Крис Кокс, которого Марк Цукерберг назначил ответственным за все приложения своей компании.
- У нас есть проблема. Марк очень зол на вашу иконку приложения, - сказал Кокс.
- Ты серьезно? Что случилось? - спросил Систром.
- Это слишком похоже на иконку для Facebook Messenger, - сказал Кокс.
Он имел в виду чат-сервис Facebook, который также имел горизонтальную форму молнии в центре. Цукерберг не мог вынести того, что IGTV визуально конкурирует с родственным продуктом. Потребовались месяцы, чтобы получить разрешение на запуск IGTV.
Урезание полномочий
Этот звонок является примером того, что к 2018 году Facebook рассматривал малейшее вторжение Instagram на свою территорию как угрозу. Систром, который продал Instagram Цукербергу в 2012 году, в течение многих лет сохранял достаточно независимую политику.
Однако позже руководство соцсети стало постепенно урезать полномочия, вводя больший контроль. Систром был вынужден все чаще консультироваться с Цукербергом и его «лейтенантами», прежде чем добавлять продукты, нанимать персонал или делать заявления о рейтингах своего приложения.
Например, пришлось спрашивать разрешения, можно ли рассказать прессе, что количество пользователей достигло одного миллиарда. Аналитики «Фейсбука» выясняли, не повредит ли популярность сервиса авторитету материнской компании. Подтекст был понятен: Facebook достиг порога роста, а с учетом «мертвых» аккаунтов его доминирование оказывалось под вопросом.
Нашла коса на камень
Цукерберг столкнулся с серьезными проблемами из-за того, что в угоду рекламным доходам предоставлял доступ к личным данным пользователей программистам и аналитическим компаниям. Авторитет «Фейсбука» был подорван. Возникли претензии и со стороны властей из-за недобросовестной пропаганды во время президентских выборов.
С ростом глобального движения #DeleteFacebook Цукерберг рассматривал побочные продукты как выгодные активы, если «Фейсбук» начнет приносить меньше доходов. Начались попытки объединить разные программы в единое семейство.
Естественно, это требовало ограничения свобод, чего не могли потерпеть создатели популярных продуктов. В конце 2018 года основатели Instagram отказались от своего детища. Команды WhatsApp и Oculus также ушли в том же году из-под крыла Цукерберга. На возникшую критику Марк возразил, что его компания много средств и сил вложила в развитие «Инстаграма», поэтому ему не стыдно за уход прежней команды.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание