Рубрики

Угрожают коллекторы: как действовать простому человеку, чтобы защитить себя от хамства и даже беспредела

Слово "коллектор" не так давно вошло в нашу действительность, но успело обрести яркую негативную окраску. Оно ассоциируется с ночными звонками, неприятными визитами, хамством и даже рукоприкладством. На самом деле деятельность коллекторских агентств регламентируется законом.

Действительно, если банк в течение некоторого времени не может связаться с должником, то он передает право на взыскание третьим лицам. Их задача - связаться с должником и договориться о возобновлении выплат. В том числе проконсультировать о более выгодных условиях, возможностях реструктуризации или рефинансирования. Если же коллекторы звонят с угрозами, то они явно нарушают законодательство, следовательно, стоит обратится в компетентные органы с жалобой.

Звонки от коллекторов

Причины очевидны, значит, у вас есть задолженность перед банком. Обычно сначала сотрудники банка стараются самостоятельно наладить диалог с клиентом, войти в его положение и найти варианты погашения долга. Если должник не выходит на связь, то банк привлекает третьих лиц, причем сделать он это может двумя способами:

  • Обратиться как клиент, сообщив данные должника и попросив принять меры для возвраты долга.
  • Заключить договор цессии, то есть продать права на возврат средств.

В первом случае сотрудник коллекторского агентства будет убеждать вернуть деньги банку, во втором - предоставит новые реквизиты, по которым должны осуществляется выплаты. При этом у клиента нет поводов для паники: если агентство работает в рамках закона, то его сотрудники обязаны предложить различные варианты для того, чтобы сделать платежи максимально комфортными.

Друг или враг?

Добросовестные коллекторские агентства работают не только в рамках закона, но и в интересах самого должника. В конечном счете результатом их труда станет освобождение человека от кредитных обязательств, поэтому сотрудники заинтересованы в конструктивном диалоге.

Коллекторские агентства не начисляют дополнительные проценты и не применяют штрафные санкции. Их деятельность строго регламентируется 230-ФЗ, законом, введенным в 2016 году. Право на подобную практику имеют только юридические лица, внесенные в особый реестр, который ведут судебные приставы. Кстати, на сайте ФСПП любой человек может уточнить, включена ли в данный реестр коллекторская компания, представитель которой к нему обратился.

Оцениваем стиль общения

Коллекторское агентство появляется в вашей жизни не для того, чтобы сделать ее невыносимой. Сотрудники могут связывается с должником только в дневное время, не более двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Стиль общения - деловой, сдержанный, с обязательной презентацией. Если на вас оказывается психологическое давление, звучат угрозы, вам красочно расписывают, как с каждым днем будет увеличиваться долг, это повод не расстраиваться, а подумать. Еще раз попросите звонящего представится, запишите разговор на диктофон. Впоследствии можно обратиться в надзорный орган - "Банк России".

Еще один излюбленный прием коллекторов - звонки родным и друзьям должников. Помните, что звонить третьим лицам заемщика банки и коллекторские агентства могут, но лишь тем, чьи контактные данные вы оставляли при заключении договора. И то в случае, если эти люди дадут свое согласие. Кроме того, они имеют полное право его отозвать.

Никто не вправе лишать вас права на отдых, осаждать двери жилья и тем более пытаться проникнуть на его территорию. В этом случае просто вызывайте полицию. Аналогично нужно вести себя, если названные представители агентства утверждают, что могут забрать в счет долга ваше имущество, или требуют немедленно выдать им некоторую сумму. Только судебные приставы вправе решать вопросы о взыскании.

Как вести переговоры с коллекторами

В первую очередь - не волнуйтесь и не замыкайтесь. Диалог станет лучшим способом поиска решения в непростой ситуации. Обязательно фиксируйте данные обратившегося к вам лица и наименование компании, которая занялась вашим долгом. Если чувствуете, что на вас давят, угрожают, хамят, обращайтесь в СРО "НАПКА", то есть "Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств". Они помогут определить, не являются ли ваши новые знакомые мошенниками, либо применить штрафные санкции к слишком ретивым сотрудникам.

А вот работа с добросовестными коллекторами не сделает ваше положение более тяжелым. Наоборот, грамотный специалист поможет списать часть штрафных санкций, подскажет основания для реструктуризации долга, поможет навсегда забыть про долговую яму.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание