Рубрики

В США разработали автономные лодки, которые могут отслеживать незаконный морской промысел

В США решили бороться с незаконным морским промыслом с помощью передовых технологий. В этом деле будут оказывать помощь автономные лодки с дистанционным контролем при поддержке искусственного интеллекта. И пока еще не все получается, но участники программ внедрения таких систем рассчитывают на успех в будущем.

Перспективная ниша

Инженеры Open Ocean Robotics создали трехметровую роботизированную лодку «Скуби» с автопилотом, которая пользуется доверием со стороны спонсоров. Как отмечает Джули Ангус, гендиректор и соучредитель компании, ее команда потратила много времени на устранение первичных изъянов и ошибок с момента первых испытаний.

Но за это время появились и другие игроки рынка, также работающие над роботизированным водным транспортом. В частности, речь идет о компаниях Marine Advanced Robotics и ThayerMahan. Разработчики ставят целью создание робота, функционал которого обеспечит контроль незаконного морского промысла в охраняемых зонах.

Однако преемник «Скуби» уже прошел первую стадию испытаний в рамках многолетнего проекта. В ходе тестирования специалисты проверили работоспособность технологии отслеживания и обнаружения лодок в целевых зонах наблюдения.

Эффективность контроля охранных зон

Проблема защиты дикой природы в конкретных районах заключается в том, что у ответственных организаций зачастую нет достаточных ресурсов и технологических инструментов для практической реализации контроля.

Именно в свете решения этой проблематики к поставленным задачам охраны подключились три вышеназванные компании, которые предлагают свои разработки в виде автоматических лодок.

Первые испытания планировалось проводить в Национальном морском заповеднике у Санта-Барбары в штате Калифорния, однако в этот же период свои ограничения наложил коронавирусный карантин.

В итоге свои разработки участники программы испытывали в разных регионах удаленно. Как отмечает основатель консалтинговой фирмы по морской робототехнике Just Innovation Джастин Мэнли, у разрозненных испытаний есть преимущество, которое заключается в возможности проверки лодок в различных полевых условиях.

Запрограммированное патрулирование

Испытания судна «Дафна» на программной среде Open Ocean Robotics проводилось 72 часа и заключалось в организации патрулирования по определенному маршруту вокруг заповедника Danger Reefs у побережья острова Ванкувер. Также лодка должна была выполнить безопасную стоянку и произвести картографирование морского дна.

Из диспетчерского офиса члены команды могли наблюдать за охраняемой зоной с помощью датчиков «Дафны», которая также посылала в реальном времени видеопоток высокой четкости. Была подготовлена специальная оснастка для имитации рыбалки, которую также зафиксировала аппаратура лодки.

Система наблюдения «Дафны» осуществляет сбор доказательных данных разного типа, задействуя радар с возможностью обнаружения, идентификации и отслеживания целевого объекта.

Подозрительные цели также обнаруживаются в результате сравнения данных по слежению с показаниями радара, в чем помогает автоматизированная информационная система.

На «Дафне» также установлен гидрофон, который осуществляет сбор подозрительных звуков наподобие поднимающейся рыболовной сети или воя гидравлической лебедки.

Системы искусственного интеллекта

Для задач автономного патрулирования сегодня широко применяется искусственный интеллект. Например, его задействуют в подводных лодках министерства обороны Австралии.

Специалист по беспилотным системам Тодд Джейкобс утверждает, что системы искусственного интеллекта имеют решающее значение в применении беспилотных судов. По его мнению, собираемые данные с высокой четкостью в больших объемах невозможно будет хранить, поэтому потребуется «умный» отбор прямо в процессе фиксации. И это только одна из многих функций, которые будет выполнять программа с машинным обучением.

Сбор доказательств

Автономные лодки должны не только выполнять технические задачи обнаружения и слежения, но и собирать важные свидетельства о деятельности условных браконьеров. Причем информации должно быть достаточно для дальнейшей работы правоохранительных органов.

В США пока вовсе нет судебной практики, по которой дела рассматривались бы с применением данных, собранных роботами.

При этом сами доказательства фиксировать не так сложно. Например, в Калифорнии факт наличия рыболовных снастей в воде у лодки, которая находится на охраняемой территории, является основанием для судебного преследования. То есть обсуждаться может лишь сама возможность принятия материалов с доказательствами, полученными от роботизированных лодок.

Глобальное покрытие

На текущий момент говорить о системной практике распространения беспилотных лодок в морских охраняемых зонах рано. Отрабатывается технология их применения, но в дальнейшем для решения проблемы пресечения незаконного промысла потребуются огромные ресурсы.

Речь идет о больших площадях, где всегда есть вероятность появления браконьеров. К примеру, площадь морского национального памятника Папаханаумокуакеа на Гавайях составляет 1508 870 км2. Эта территория закрыта для рыболовства полностью. В других же зонах условия работы охраняемых участков могут меняться в зависимости от сезона и других факторов. А это значит, что потребуется и введение динамичной структуры управления морскими роботами, хоть и в дистанционном режиме.

К логистическим проблемам добавляются и финансовые ограничения. Например, судно Open Ocean Robotics оценивается в сотни тысяч долларов. Конкретный ценник определяется количеством датчиков, поэтому экономия прямо скажется на качестве работы оборудования. С другой стороны, как отмечает Ангус, даже такие цены не идут в сравнение со стоимостью охранных кораблей, если брать в расчет содержание экипажа и возможность круглосуточного патрулирования.

Дефицит кадров

Сотрудник Университета штата Аризона, Лекелия Дженкинс указывает и на проблему отсутствия квалифицированных специалистов, которые могли бы обслуживать высокотехнологичные лодки. Это в первую очередь касается развивающихся стран с низкой ресурсной базой.

Кроме того, Дженкинс говорит, что замена людей роботами в таких сферах морской охраны может быть реальным компромиссным решением, если и местное население будет оказывать соответствующую поддержку, в том числе развивая экотуризм как источник того же финансового обеспечения.

В перспективе автономные суда могут сократить потребность в рабочих, обслуживающих инфраструктуру эксплуатации судов.

На данном этапе даже передовая инфраструктура заповедников в США еще не готова для полноценного внедрения беспилотных судов для охраны территорий. До момента, когда специалисты приступят к строительству доков для запуска роботизированных лодок, компании-разработчики должны будут пройти еще несколько этапов тестирования своих моделей.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание